Рекламный баннер 990x90px top
ВалютаДатазнач.изм.
USD 07.09 89.82 0.1181
EUR 07.09 99.72 0.5229
Архив номеров

Пикшень моя – любовь моя

11:33 01.11.2019 16+

В каком же году появилась на Нижегородской земле моя малая родина? Эта тема из далёких времён интересует не одно поколение моих земляков. Мы пользуемся разными источниками информации: на стендах в школе и клубе. Но, мне кажется, есть искажения и неточности. Много лет я искал ответы, и, возможно, кое-что нашёл, но поиск придётся продолжить. Надеюсь, что к моим краеведческим изысканиям подключатся активные жители нашего села.

Воспоминания из детства
Впервые о возникновении Пикшени мне рассказал мой дядя Павел Кириллович Любаев. Эти сведения дошли до него из уст старожила кавалера двух Георгиевских крестов Антона Егоровича Богданова, а тому рассказал об этом дед.
Согласно воспоминаниям, в начале 15 века первые жители пришли из Симбирской губернии Корсунского уезда села Эрселево на место, где расположена Пикшень. Они бежали от жестокого помещика. Вначале поселились в лесу, но помещик и оттуда их выжил. Тогда крестьяне «ушли далеко». Мне сначала не верилось, что это было именно так, но мою уверенность подкрепила книга «Мордва. Очерки по истории этнографии и культуры мордовского народа.»
В ней написано следующее:
«В начале 15 века основная территория мордовского края по-прежнему оставалась в сфере политического влияния Золотой Орды, несмотря на упадок его могущества.» В то время эти земли не входили в состав Российского государства, и поэтому там не должно быть помещиков. С другой стороны, ни один помещик не выпустит на волю своих крепостных людей. Для тех времён не было возможности совершать такие длительные переходы на слишком большие расстояния. Крестьяне, наверняка, были безлошадными, а на пути встречались и большие реки, и леса. Кроме того, нужно было привезти с собой семена для посева и какие-то запасы продуктов питания. Из-за введения православия и уничтожения язычества мордва срывалась с насиженных мест. Многие мордовские села стирались с лица земли, их насильно заселяли русскими семьями.
Общий вектор движения мордвы был направлен на юго-восток. Не может быть, чтобы кучка людей шла в противоположном направлении. Тем не менее, какая-то информация доходила до них. Шли-то через мордовские селения, и впереди их никто не ждал.
Я обратился к работникам краеведческого музея Корсунского уезда с просьбой помочь мне. Поделился имеющейся информацией. Они прислали мне карту с указанием населённых пунктов, где вообще нет села Эрселева, и свои выводы о том, что крестьяне не могли переселиться к нам. Советовали искать материал в других источниках. Думаю, что поиски нужно продолжать в архивах соседних областей – Ульяновской и Пензенской. А пока будем верить в воспоминания Антона Егоровича.

Возможен другой вариант
Временами ко мне приходит мысль о том, что в селе Эреслеве крестьяне были удельными, вольными. Надоело им жить с таким жестоким соседом, и они переехали в наш край, поселились на верхнем конце, что мы называем – «Верепе» (улица Мира). Наш край по тем временам был очень малочисленным. Например, в Ардатове насчитывалось 22 двора, в Ичалках – 35, в Пермеёве – 15, в Старых Селищах – 10, в Чукалах – 22 и т.д. Правительству и местным властям было также выгодно переселение людей, которые, наверняка, прибыли со своим имуществом, средствами для обработки земли, знали как вести рачительно хозяйство. Об этих качествах мордвы мы не раз слышали от своих предков.
Возможно, то, что на карте не указано село Эреслево, объясняется тем, что оно сгорело. Прошло более 500 лет, старики забыли истинное название села.
Нужно помнить и то, что «верепенский» конец не входил в собственность помещика. Люди, жившие там, вольными и оставались. Пришедшие люди никого не эксплуатировали. Так нам в детстве рассказывали старики. А раскулачивание в советское время началось с людей, живших на «Верепе». Работая начальником цеха, я был в командировке в Караганде. И по просьбе матери нашёл ее двоюродных братьев, чьи родители были сосланы туда в начале зарождения советской власти.

Пикшень отпочковалась от Аржадеева
Жители села Аржадеева уверяют, что наше село Пикшень отпочковалось от их села. Я частично верил им, так как они ссылались на какую-то книгу, но показать её мне не смогли. Мне П.К. Любаев подарил труды научно-исследовательского института Мордовской культуры при ЦИК Мордовской АССР «Алатырская мордва по переписи 1624-1721 гг.». Автор А.Гераклитов. Но там нет конкретного ответа.
В 2017 году в НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия вышла книга «Мордовский фронтир в зеркале приказной статистики (первая четверть 17 века, с 1612 года)». Она является копией «Книги письма и меры писцов Дмитрия Юрьевича Пушечникова да подъячего Афанасия Костяева мордовских и буртасских земель 132-го, 133-го, 134-го годов». Она хранится в Московском хранилище фонда Оружейной палаты. В этой книге на стр.128 написано:
«…промеж Сергеевского да Сияровского ухожья вышёл овражок крутой да Сали речки, да вверх по Сале до чорнову лесу левая сторона деревни старых Селищ, а правая сторона за Салею деревни Аржадеевы пикшенской мордвы».
На стр. 129 этой же книги говорится о том, что «межа аржадеевски мордвы от усаду подле чорной лес до Третьяковой земли Срезнева до ржавца до Пожелея да ржавцом до речки до Сали по правую сторону речки Сали земля оржадеевской мордвы, а по левую селищенской мордвы да речкою Салею вверх до чорнову лесу».
Обращаю внимание читателей на то, что в наше время название берегов определяется по течению реки.
Прочитав эти строчки, прихожу к выводу, что часть нашего села состоит из жителей Аржадеева Игнатовского района. Эта часть – живет на «Алопе» – нижний конец (улица Ленина), а «пикшенские земли» – собственность жителей нашего села. Мать говорила,что её предки Богдановы (Иванкань) имели земли в двух местах: от Сёвоньлея до Лобасков и в районе речки Сали.
Здесь же можно придти к выводу, что предки жителей «Верепе» появились в наших краях очень давно.
Граница между «Верепе» и «Алопе» находилась в середине села: северная – где дом О.Д. Дивейкиной, а южная – где дом А.М. Маркина. В этом месте начинались кулачные бои между «верепенскими» и «алопенскими» мужчинами. «Осиновские» мужчины в них не участвовали.
Называется улица Осиновкой более 200 лет, потому что на этом месте за рекой рос осиновый лес. На эту улицу переселяли русских крепостных из Орловской губернии села Гнездилово и из села Пустошки Сергачского уезда. Это делалось для того, чтобы мордва обрусела. Из растущей осины строились дома.

О составе населения
Отвечая на вопрос Нижегородского миссионерского комитета о составе населения и состояния религиозности прихожан, священник А.Раевский сообщал в 1886 году: «Приход села Пикшень состоит из 1500 (735 мужчин и 765 женщин) душ мордвы племени эрзи, в том числе 11 семейств русских, коих переселена помещиком лет 80 назад из села Пустошки Сергачского уезда, а часть из его имения села Гнездилова Орловской губернии. Эти русские омордвинились и представляют собой какую-то смесь мордво-руссов и в домашнем быту и в религиозных понятиях преобладающий язык мордовский, а религиозные понятия представляют смесь христианства, мордовского язычества и русских народных суеверий. В последующем указанные семьи полностью омордвинились» (Можаровский А. «Руссо-мордвы на Нижегородской почве», «Нижегородские губернские ведомости» части неофициальные 1893 №36, с.1-3»).
По решению помещика Аникеева был организован посёлок Аникеевка. Мой отец рассказывал, что туда, за лес, отправляли неугодных помещику людей. Женщины, уезжая с насиженного места, рыдали. По тем временам переселение считалось большим наказанием.
В 1878 году у Нижегородских мещан Даниловых покупает часть имения протоирей Андрей Иванович Стеклов – отец академика В.А. Стеклова крупнейшего русского и советского математика, первого вице-президента Академии наук СССР (Ленинградское отделение архива Академии наук), его земли были в районе хутора Раевки.
В 1890 году болдинский помещик А.Л. Пушкин покупает имение при селе Пикшень площадью в 305 десятин, но вскоре оно было заложено в Нижегородский дворянский банк.
Согласно столыпинской реформе (1906 – 1916), пикшенские земли переходили в руки не только местных жителей, появлялись хутора. А в 1929 году все они подверглись изъятию, было организовано три колхоза.
В 1922 году из села Пикшень выделился посёлок Ивановка. 27 августа 1940 года село Пикшень и посёлок Ивановка были переведены в Большеболдинский район, чему поспособствовал депутат по Казанскому избирательному округу академик Отто Юльевич Шмидт – легендарный полярник. А вот Аникеевка отошла эрзянскому округу.

От Болдина близко деревня моя
В книге «Песни и предания болдинской старины» Волго-Вятского книжного издательства 1980 года в главе «Соседи» говорится, что мордовское село Пикшень принадлежало в 18 веке дворцовому ведомству. Лишь в самом начале 19 века часть этого земельного имения, по всей видимости Алопе и Осиновка, стала помещичьей и принадлежала генералу-лейтенанту Уварову.
На плане 1813 года она уже числилась за П.П. Аникеевым. Последний помещик Пикшени В.П. Аникеев умер в 1875 году. По словам П.К. Любаева, похоронен возле церкви. Больше в Пикшени не было помещиков, действовал закон об освобождении крестьян, принятый в 1861 году. Здесь же нужно сказать и о том, что церковь строилась на помещичьей земле в центре его имения, а рядом с ней стоял дом помещика.

Василий ЛЮБАЕВ, заведующий музеем мордовской культуры и быта

Продолжение читайте в следующем номере

803

Оставить сообщение:

ВсеОбъявления
ВсеФотогалерея
Рекламный баннер 300x250px rightblock
Рекламный баннер 990x90px bottom
Yandex.Metrica