Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
▼ | USD | 05.10 | 94.87 | -0.1562 |
▼ | EUR | 05.10 | 104.74 | -0.124 |
В результате поиска с использованием современного гидролокационного оборудования были обнаружены две подводные лодки, среди которых и ПЛ Щ-406. В материале размещены три фотографии, относящиеся к подводной лодке Щ-406. На одной субмарина в Ленинграде, на другой командир подводной лодки Герой Советского Союза капитан-лейтенант Е.Осипов запечатлён со старшинами лодки, и на третьей фотографии, сделанной поисковиками, запечатлена уже погибшая лодка на дне. Почему в материале более подробно описана судьба подводной лодки Щ-406? Да потому, что на её борту в последнем походе находилось 40 моряков-подводников, и среди них трое нижегородцев, один из Мордовии, призванный в армию Автозаводским РВК г.Горького. И в списке нижегородцев значится уроженец Б.-Болдинского района.
Вот что установлено поисковиками в архивах (дословно): Дягилев Пётр Иванович, 1919 г.р., старшина 2-й статьи, уроженец с.Львовка Вадского района. Призван на флот в 1939 году. Погиб на ПЛ Щ-406 в августе 1943 года. Похоронен в море. Награждён орденами Отечественной войны II степени и Красной Звезды.
Наш краевед А.А. Пыхонин установил ошибку в названии района и сообщил об этом в редакцию «Земли нижегородской» и руководителю подводно-поисковой экспедиции К.Богданову. Таким образом, отныне в короткие архивные данные внесено изменение: «…с.Львовка Б.-Болдинского района…»
В материале «Лодка из первого эшелона» по архивным данным восстановлен весь боевой путь Щ-406, начиная с 15 июля 1941 года. Мы приводим выдержки из опубликованного материала, относящиеся к последнему походу подводной лодки. Итак, в ноябре 1942 г. лодка прибыла в Ленинград для ремонта и зимней стоянки, а к концу апреля 1943 года она была подготовлена к боевому походу.
В ночь на 1 мая Щ-406 совместно с другой лодкой Щ-323 начали переход в Кронштадт. Во время перехода последняя лодка подорвалась на неконтактной мине и затонула. Щ-406 после прибытия в Кронштадт 25 мая перешла на морскую позицию, откуда 29 мая наши тральщики и сторожевые катера сопровождали её до точки погружения на Восточном Гогландском плёсе. И всё, больше никаких известий. Где и когда погибла подводная субмарина, было неизвестно. И всё же поисковики, используя архивы Балтийского флота Советского Союза и германских военно-морских сил, действовавших в данном районе Балтики, установили обстоятельства, время и место гибели подводной лодки.
Известно, что 29 мая у острова Большой Тютерс немецкий дозор минного заграждения «Зееигель» наблюдал взрывы трёх мин, после чего на поверхности воды был обнаружен слой масла. То есть существует вероятность, что подводная лодка погибла именно на этих минах.
В этот же период силы противолодочной обороны противника провели ряд атак по находившимся в этом районе подводным лодкам. Кроме Щ-406 там находились ещё две – Щ-303 и Щ-408. Можно заключить, что в результате именно этих атак погибла Щ-406. Более того, 1 июня на подходе к Нарген-Порккалауддскому противолодочному рубежу немецкой авиационной разведкой была обнаружена и атакована советская подводная лодка. Её атаковали финский минный заградитель «Риилахти» и германский самолёт «Арадо-196». После сбрасывания глубинных бомб обнаружено интенсивное выделение соляра и воздушных пузырей. Более того, противник прослушал три взрыва на самой лодке. В этот день немецкие ВМС провели ещё несколько атак подводных лодок.
Также в районе острова Вайндло немецкая авиация и корабли 24-й десантной флотилии бомбили подводную лодку, наблюдая при этом признаки её гибели.
Но в результате анализа архивных данных всё же были установлены причины и место гибели подводной лодки – район острова Большой Тютерс, а причина – подрыв на минном заграждении «Зееигель».
Вот в таком кромешном аду и погибла субмарина Щ-406. Время её гибели – 29 мая 1943 года. Поисковики выполнили большую практическую и архивную работу и установили историю последнего боевого похода подводной лодки Щ-406, на которой служил наш земляк П.И.Дягилев.
6 мая 2017 года погибшим подводникам отдали воинские почести. К месту гибели субмарин прибыли участники поисковой экспедиции, священники. Водолазы установили на корпуса лодок, в том числе и Щ-406, полные списки членов экипажей. Место гибели лодок нанесено на карту и обозначено как братская могила. Все проходящие мимо корабли отдают воинские почести тем, кто ещё остаётся на войне.
Вернёмся к началу данного материала, где кратко описываются три фотографии.
На одной из них, как уже упоминалось, запечатлены командир подводной лодки Герой Советского Союза Е.Осипов и пять старшин. Фотография, очевидно, сделана после награждения экипажа за предпоследний боевой поход, в котором подводники потопили пять судов противника. Указ о их награждении датирован 23 октября 1942 года, то есть чуть более семи месяцев до гибели Щ-406. Но кто из пяти старшин Пётр Иванович Дягилев? После подготовки данного материала мы встретились с А.А.Пыхониным, чтоб уточнить некоторые факты и события. Исходя из воспоминаний современников героя-подводника и других фактов и фотографий, Анатолий Александрович определил на общем снимке нашего земляка (третий справа П.И.Дягилев). Была неясность и по времени гибели Щ-406. По архивным данным, о которых было упомянуто выше, лодка погибла в период с 29 мая по 1 июня, а в списке погибших указан август 1943 года. Выяснилось, что в годы Великой Отечественной войны время гибели военнослужащих нередко указывалось по разному. Особенно это относилось к военно-морским и воздушным судам. В нашем случае лодка не вышла на связь, но это ещё не было абсолютным основанием для того, чтобы считать её погибшей. И лишь спустя два месяца, когда иссякли все допустимые сроки ожидания, она в военно-морских документах Балтийского флота была признана погибшей.
Из дневника поисковой экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы»:
«Осмотр лодки показал, что корпус полностью цел, за исключением места взрыва мины на правом борту лодки у носового горизонтального руля: место взрыва более 1 метра в диаметре. Осмотру доступна верхняя часть места взрыва, нижняя часть погружена в ил.
Разбиты все стёкла в окнах рубки. Отвалился и лежит на палубе радиопеленгатор, выломавший часть передней стенки ограждения мостика.
Верхний рубочный люк открыт, нижний рубочный люк недоступен для осмотра из-за заиленности.
После подрыва на мине часть экипажа осталась жива в центральном и кормовых отсеках, и, вероятно, кто-то из выживших смог провести защитную эвакуацию через рубочный люк».
Очень тесные связи установились между А.А. Пыхониным и руководителем подводно-поисковой экспедиции К.Богдановым, который по электронной почте переслал фотографии Щ-406 и части экипажа, которые мы и публикуем.
На стеле, находящейся на площади 50-летия Октября, на граните выбиты имена болдинцев, погибших в годы Великой Отечественной войны. Как показало время, она ещё не совсем полная, здесь пока нет многих имён погибших. Нет и имени нашего героя. Хочется надеяться, что со временем они займут своё место на стеле. А вот в Книге Памяти, выпущенной к 75-летию Победы, имя старшины 2 статьи подводной лодки Щ-406 П.И.Дягилева вписано. Но самое главное, что мы, наши дети и внуки знают и будут помнить о герое-подводнике из Львовки. Вечная ему память и благодарность за тот вклад, который он внёс в Великую Победу. Имя его не безымянно, и покоится он на морском кладбище в глубине Балтийского моря, так и оставшийся навеки на боевом посту своей Щ-406.
Виктор Ошарин
Оставить сообщение: