Рекламный баннер 990x90px top
ВалютаДатазнач.изм.
USD 26.04 92.13 -0.3744
EUR 26.04 98.71 -0.2039
Архив номеров

ЕСЛИ ЗАХОЧЕШЬ – ВСЁ СМОЖЕШЬ

14:24 16.10.2014 16+

Человек,
который удивил

Первое мое знакомство с А.А.Шишкиным произо-шло в 2000 году. В данной нашей семье заброшенной колхозной квартире была разморожена система отопления: в нескольких местах трубы лопнули, а на кухне требовалось заменить почти всё. Нужен был сварщик. Ремонт затягивался до бесконечности. И тут кто-то посоветовал мужу обратиться к Арнольду Алексеевичу, сказав, что он мастер в этом деле. Арнольд Алексеевич с семьёй совсем недавно приехал в Илларионово из Казахстана и работал в колхозе. И ничего не было бы удивительного в совете обратиться к этому человеку, если бы не тот факт, что у него не было кисти на левой руке. Я понимала, что есть всякие люди-мастера, и всё же мне казалось, что качественно сделать эту работу одной рукой невозможно, а уж так не хотелось повторных переделок. Но я зря сомневалась – наш новый знакомый работу свою выполнил хорошо.
Потом я уже невольно постоянно обращала внимание на этого человека, тем более, что Шишкины поселились в недостроенном здании, которое ранее планировалось под детсад, но из-за его ликвидации оставшееся невостребованным. Здание детсада находилось около дороги, ведущей в магазин и в школу. И когда люди шли по этой дороге, то могли видеть Арнольда Алексеевича неизменно за какой-то работой.
С момента первого знакомства прошло достаточно много времени, от моего недоверия к этому человеку как к мастеру не осталось и следа – наоборот, прочно поселилось в сознании удивление им. Ведь оказалось, что он мог ещё очень многое: ремонтировать всевозможную технику, выполнять строительные работы, работы, связанные с электричеством.
Всегда было интересно, где он научился так много уметь, а тем более удивляло его мастерство в силу увечья. Ведь не секрет, что многие люди, становясь инвалидами, ведут себя совершенно по-другому.
Но потом наша жизнь пошла так, что мы сами уехали из Илларионова и все эти мысли остались в прошлом.
И вот когда в газете в рамках проекта «Победа над собой» начали писать о людях, в чем-то преодолевших жизненные обстоятельства, я сразу вспомнила Арнольда Алексеевича и мне захотелось рассказать о нем. Я пришла к нему и попросила рассказать о своей жизни и о том, откуда он так много умеет. И вот что я узнала.

Отчим

Родился Арнольд Алексеевич в 1937 году в Кировской области в городе Советск. Мать работала в конторе канцелярской служащей. Отец был сотрудником КГБ. Его деятельность была связана с системой лагерей, и поэтому семья часто переезжала с одного места на другое.
Когда началась война, жили в Коми АССР. Отец вместе с друзьями ушёл добровольцем на фронт. Был разведчиком, погиб под Сталинградом в 42-м году. Арнольду в то время было 4 года. В семье ещё был младший брат. Старшего сына мать почему-то не любила: постоянно раздражалась на него, мальчик вечно сидел взаперти. Как выразился в беседе сам Арнольд Алексеевич, она сделала меня забитым.
Такая безотрадная жизнь продолжалась достаточно долго, пока не появился в семье отчим – Иван Макарович Погуляев. Арнольду тогда было примерно 10 лет. Отчим был участником войны, по профессии техник-механик. С матерью они познакомились в лагере, где мать работала в конторе бурения, а Иван Макарович отбывал срок. Пять лет лагерей он получил за то, что где-то неосторожно сказал, мол, вот как мы живём и вот как в Германии. Но в лагере его содержали не очень строго – ценили за большое знание техники. Он был даже завгаражом.
Отчим всегда брал с собой Арнольда. Мужики-водители давали ребятам «порулить». Так ещё подрост-ком Арнольд Алексеевич освоил автомобиль. Отчим привил Арнольду любовь к технике, научил разбираться в ней, но, самое главное, именно он сделал из забитого мальчишки человека.
− Отчим изменил мой характер. Он научил меня уважать себя, убедил, что я как все, что я не хуже других. При нём я стал человеком, − говорит Арнольд Алексеевич.
В 1953 году отчим и мама Арнольда Алексеевича расстались, но большую благодарность к этому человеку Арнольд Алексеевич хранит до сих пор и говорит, что именно чувство собственного достоинства, уверенность в себе, которые сумел пробудить в нём отчим, помогали потом в жизни во всех трудных ситуациях. А их было за долгую жизнь немало.

Всему научила жизнь


Арнольду Алексеевичу за свою жизнь довелось работать шофёром, комбайнёром, мастером-наладчиком, токарем, монтажником-высотником, электромонтером. Всему этому он научился, по его словам, не заканчивая специальных учебных заведений, а самоучкой, сразу на деле. Единственно, где он официально учился, был Чимкентский сельхозтехникум, куда юноша поступил учиться после окончания 7 класса (мать Арнольда Алексеевича с детьми переехала в 1954 году в город Кентау Чимкентской области). Проучившись год, вынужден был бросить техникум – жили материально трудно, только на пенсию отца. В 17 лет Арнольд начал работать монтёром в энергосбыте. Только стало полегче, мать задумала вернуться на север. Там выучился на токаря. В 1957 году мать снова сорвалась с места и приехали на целину. Арнольд работал шофёром и на комбайне. В 1958 году женился, своими руками построил дом, учась строительным премудростям у других переселенцев. Но с женой не повезло – оказалась женщиной лёгкого поведения – и вынужден был с нею расстаться. С болью Арнольд Алексеевич говорил, что так и не знает ничего о судьбе своего первенца – сына Алёши, которого жена забрала с собой.
В 1961 году Арнольд Алексеевич снова женился, и его спутницей жизни стала Клавдия, которая тоже приехала на целину. Сначала всё было хорошо, но потом мать невзлюбила невестку и, всячески стараясь развести сына, опять потянула всю семью на север, где жили прежде.
Как говорит Арнольд Алексеевич, постоянные переезды довели семью до нищеты. И он, из чувства уважения прежде всегда подчиняясь матери и признавая её главенство («Мать – это голова, но потом понял, что голова эта не туда ведёт», − говорит Арнольд Алексеевич), на этот раз взбунтовался и решил не впускать в свою семью даже мать. Было решено возвращаться в Казахстан, в свой дом.
Кое-как собрав деньги на дорогу, добрались до тамбовщины, где жила тёща. Она помогла с деньгами, и Арнольд Алексеевич с женой и дочкой Таней вернулись в родной дом. Он оказался в неприглядном состоянии: окна выбиты, везде всевозможные поломки и разор. Перед отъездом дом сдали в аренду, и до такого состояния его в отсутствие хозяев довели квартиранты. Пришлось опять всё восстанавливать. Но было большое желание всё обустроить и зажить нормально.
Родился второй ребёнок, сын Арнольд. Арнольд Алексеевич работал токарем. Затем директор совхоза поставил его заведующим машинно-тракторной мастерской (МТМ). Казалось бы, должность, доверие, но с деньгами в семье стало гораздо хуже – оклад и ничего более.
Видя всевозможные упущения, Арнольд Алексеевич никогда не мирился с этим и часто был «на ножах» с руководством. Но его ценили как работника, без него многие вопросы в хозяйстве не могли решить и снова обращались с просьбами сделать что-либо.
Так в трудах и заботах шла жизнь, и всегда Арнольд Алексеевич осваивал всё новую и новую работу. Как он говорит, ему всегда хотелось что-то делать, придумывать, улучшать, чтобы получалось что-то нужное, что реально давало бы результат, было интересно работать. Но всё это, конечно, было одновременно направлено на то, чтобы побольше заработать, побольше принести в семью.

«Не надо жалеть,  я сам»

Несчастье с рукой случилось в 1984 году, 30 июня. Вот как об этом рассказывает сам Арнольд Алексеевич.
− Я по-прежнему работал заведующим МТМ. Семья выросла, детей было уже трое, в 1969 году родился сын Сергей. Денег стало не хватать. Зарплату директор ни в какую не прибавлял. Я с ним поругался и ушёл в бригаду. Это тогда было нечто другое, чем сейчас. Шесть тысяч гектар земли, двадцать человек их обрабатывают, полностью выполняя все работы, начиная от сева и кончая уборкой. Я там работал мастером-наладчиком, шофером и сварщиком. Зарплата 160 рублей. Это была неплохая зарплата.
А с рукой получилось так. Переделывали мы комбайны на сеноподборщики. Всё нутро вытаскивается, остаётся жатка, вместо бункера ставится вентилятор. Жатка подбирает сено, подает в наклонную, а там делаешь воздуховод, и он воздухом подаёт сено в телегу. Директор поручил мне сделать такой комбайн. Я сделал. Другим он велел снять у меня копию. Копию сняли. Но мой комбайн набивал в телегу две тонны сена, а их – еле тонну.
Однажды во время работы, когда я уже отошёл, чтобы поесть (у меня поджелудочная болела), приехал комбайн. Комбайнер спрашивает, почему механизм у него крутится вхолостую, воздух не подаёт и сено не подбирается. Ну, я полез посмотреть. Хотя двигатель работает – ладно, вроде, ничего опасного нет, ведь цепь снята, ремни сняты. Я полез вовнутрь, чтобы выяснить, в чём дело. А там полочка сделана чуть длиннее, чем надо, и поэтому воздух уходил назад. Я хотел отмерить, сколько отрезать. Руку засунул и стал отмерять. А в это время, оказывается, комбайнёр надел цепи, мне руку и раздробило движущейся частью. Резануло болью, вытащил руку, смотрю, а пальцы лохмотьями висят. Всё так быстро произошло, что сразу как-то и не понял. Хорошо, часы на руке были, механизм зацепился за браслет, он и сдержал, а то бы руку ещё дальше потащило и размолотило.
Меня сразу отвезли в больницу в район, это за сто километров. Врачи посмотрели – всю кисть раздробило, сохранять было нечего, и отрезали всё, оставив, на сколько можно было, здоровую часть.
Когда подлечился, дали мне инвалидность – 3 группу. Все жалеть начали, сочувствовать. А я: «Не надо меня жалеть, я сам!». Я не любил, когда меня называли инвалидом. Я стал всем доказывать, что могу работать одной рукой. То, что заложил в меня отчим когда-то, помогло мне и на этот раз.
Поработал немного инструментальщиком. Тут комбайн перевернули новый, наладить никто не может. Бригадир приходит: сделай и поработай. А набрали комбайнёрами молодых пацанов после армии. Ни опыта, ни умения. Бригадир: поучи их. А для этого много времени надо. Вот я отремонтировал комбайн и начал работать, а молодёжь со мной, как бы под моей опекой.
Потом я работал шофером, мастером-наладчиком. Под моим началом было 20 комбайнов.
Задаю вопрос, как же разрешили работать с одной рукой, да и как управлять техникой полноценно, ведь одной рукой неловко, от второй только часть. Арнольд Алексеевич говорит, что никто особо не проверял, надо было убирать урожай – и это было главное. А по поводу, что неудобно работать, сказал: «Захочешь – всё сможешь. На инвалидную пенсию не проживешь. Сереге было только 14, его надо было учить».

И вновь переселенец 

В Казахстане Арнольд Алексеевич прожил и проработал 40 лет. Всё это время он трудился в совхозе Алма-Атинский, что в Есульском районе Целиноградской области. Довелось ему поработать даже на космодроме Байконур.
И вот когда казалось, что всё устроилось и можно на старости лет пожить спокойно, Арнольду Алексеевичу уже будучи пенсионером пришлось вновь срываться с насиженного места. В связи с недоброжелательным отношением к русским и прямой политикой их выселения Шишкины вместе с друзьями и родственниками приехали из Казахстана в Россию. Вывезли только имущество. Дома же пришлось бросить.
В Большеболдинском районе оказались потому, что сват Арнольда Алексеевича был родом из Ахматова. Так Шишкины оказались в Илларионове, где им в который уж раз пришлось обустраиваться заново. Администрация района – главой тогда был В.Л.Жариков – помогла переселенцам с газификацией, все остальные работы Арнольд Алексеевич вместе с сыновьями выполнял сам. Здесь-то и пригодилось всё то, чему он научился за свою жизнь: снова пришлось быть каменщиком, электромонтёром, сварщиком. Его умения очень пригодились и в колхозе, который тогда еще существовал.
Сейчас в доме Шишкиных есть и удобства, и вода, что очень важно, учитывая преклонный возраст и слабое уже здоровье хозяев. Дай Бог, чтобы это ставшее уютным жилье стало окончательным местом жительства для Арнольда Алексеевича и его супруги и им ничего не приходилось бы уже менять.

О людях, о важном

В разговоре с Арнольдом Алексеевичем о его жизни я спросила, что же поддерживало его в трудные моменты жизни, а также что является для него самым радостным и что больше всего огорчало.
− Во всех самых трудных ситуациях у меня всегда была уверенность, что я справлюсь, не пропаду, ведь я человек и умею работать. Я твёрдо знал, что я в ответе за свою семью, что должен её обеспечить, выучить детей, − говорит он. − В жизни всегда радость была от детей и внуков. А ещё доставляла радость работа – тяжёлая, но с людьми. Что огорчает в жизни – так это то, что, наверное, и многих: человек, который действительно трудится, получает за свою работу совсем немного. А ещё огорчало начальство, которое воровало.
На вопрос, что бы он пожелал своим детям и внукам и вообще молодым, Арнольд Алексеевич ответил: «Нужно трудиться, несмотря ни на что. Кто трудится, в жизни не пропадёт».
За свой труд Арнольд Алексеевич награждён медалью «За освоение целинных и залежных земель», имеет звание «Ветеран труда». И всё-таки самой большой наградой он считает то, что дети выросли не лентяями, что они самостоятельны и дружны, что не забывают родителей и помогают им.

Беседуя с этим человеком о его совсем не простом жизненном пути, глядя на его большую, всю в мозолях и заживших ссадинах руку, я испытывала к нему большое уважение. А еще мне думалось, что вот такими и должны быть настоящие мужики – могущими выполнить любую работу, берущими ответственность на себя, являющимися опорой для своей семьи в любой ситуации. О таких крестьянах-тружениках я раньше читала в книгах про деревню. Мне хотелось сказать ему об этом, да побоялась, что примет как красивость.
Как хочется, чтобы в жизни наших мальчишек были такие люди, как отчим Арнольда Алексеевича, которые бы донесли до них чувство настоящего человеческого достоин-ства, помогающего мужчине преодолеть любые жизненные испытания, как это смог сделать герой моего рассказа.

Галина Башкирова

Спонсор
проекта

Торговый центр «Престиж»

888

Оставить сообщение:

ВсеОбъявления
ВсеФотогалерея
Рекламный баннер 300x250px rightblock
Рекламный баннер 990x90px bottom
Yandex.Metrica