16+
Б-Болдино: ночью
USD 26/09 76.82 -0.3585
EUR 26/09 89.66 -0.3181

Архив номеров

Лента новостей

Каталог

    Наши партнеры

    • Освящён поклонный крест в д.Казаковке

      Память сердца30.04.201402343На пасхальной неделе благочинным Болдинского округа настоятелем храма Успения иереем Евгением (Качкиным) был освящён поклонный крест, установленный накануне при въезде в д.Казаковку.

      Он был изготовлен в реставрационной мастерской музея-заповедника А.С.Пушкина «Болдино» заведующим хозяйством музея С.В.Смолиным. Установка креста производилась с помощью техники, выделенной ООО «Строймонтаж» (руководитель М.Д.Башлыков). Постамент под крест был изготовлен с помощью ООО «Кондрыкино».
      На церемонии присутствовали местные жители, глава Н.-Слободской сельской администрации И.Н.Полянцев, сотрудники администрации. Иерей Евгений отслужил молебен и в слове, обращённом к собравшимся, пожелал, чтобы стремление поговорить с Богом посредством молитвы всегда присутствовало в душах собравшихся, а крест освещал путь людей.
      После обряда освящения мы поговорили с теми, кто был причастен к созданию памятного знака. Инициатором установки его выступил житель д.Казаковки Борис Васильевич Морзавчёнков. О том, зачем ему это надо было, он поделился во время нашей беседы:
      − Сейчас живём с супругой в Казаковке лишь летом, зимуем в г.Дзержинске. Больно думать о том, что когда-то сильное, цветущее село исчезнет. Я в своё время был бригадиром комплексной бригады, начальником участка в нашем колхозе.
      Мысль о том, что нужно установить здесь поклонный крест, вынашивал три года. Потом обратился с этой идеей к главе районной администрации А.В.Маракову. Он помог в организации всего процесса. Мне очень хочется, чтобы люди помнили своё родовое место. Наше село основал князь Кочубей. Когда-то он построил здесь 58 дворов. Здесь была открыта сыроварня, причём князь выписал сыровара из Австрии. Тот потом женился на девушке из Чиреси, а после революции увёз её к себе на родину.
      При Кочубее была построена церковь. Для её строительства брали дуб в казаковской дубраве. Церковь была освящена в 1913 году, но простояла всего 20 лет. В 1933 году её закрыли, а на её фундаменте построили клуб.
      Наша Казаковка была большим селом – 170 дворов. Здесь по 100 человек выходило на сенокос. Люди занимались животноводством, был коровник на 200 голов, кирпичный телятник на 140 голов, телятник для молодняка голов на 20, свинокомплекс и овчарня. Даже кроликов держали в хозяйстве! Поля были все распаханы, их даже в войну не запускали, не то что сейчас! До 1971 года мы жили хорошо. Но как соединили нас с Кондрыкином, стал народ уезжать в город. Не помогало даже открытие новых рабочих мест.
      А сейчас Казаковка оживает только летом – приезжают сюда около 10 человек.
      У меня есть ещё одна мечта: к 70-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне рядом с тем местом, где стояла церковь, построить небольшую часовню, чтобы мы могли там поставить свечки за наших отцов и старших братьев – тех, кто не вернулся с войны, а таких, погибших на фронтах, 73 человека.
      С.В.Смолин рассказал о том, почему он взялся за работы, связанные с установкой поклонного креста:
      – Вместе с сотрудниками реставрационной бригады музея изготовили сосновый крест, пропитали его антикоррозийным составом. Друзья помогли залить бетонный постамент и установить сам крест. Считаю, что мы сделали благое дело.
      Наше с сестрой детство прошло в д.Новороссийск, в молодости мы в клуб сюда ходили. Сейчас в Казаковке я восстанавливаю для себя дом и считаю себя местным жителем.
      Очень хочется, чтобы деревня ожила.


      В планах почистить пруды в селе, чтобы летом можно было искупаться или половить рыбу.
      Глава Н.-Слободской сельской администрации И.Н.Полянцев добавил:
      − Я доволен тем, что в Казаковке появился С.В.Смолин. Он начал наводить порядок – зимой дорога до села чистится, со своими друзьями он вычистил от старых, нависших деревьев почти всю центральную улицу. Благодаря этим усилиям село обрело опрятный вид.


      Жители села также обратились к иерею Евгению с просьбой освятить ещё один крест, установленный местным жителем А.Пелепенковым с сыном Ильёй на кладбище, что и было сделано.

      Ирина Юрченкова


       

      Историческая справка 

      составлена в декабре 1992 г. заведующей архивом
      Большеболдинской районной администрации В.И.Мазановой
      со слов информатора Марии Ивановны Кущенковой.

      История образования села Казаковка относится к началу XIX века. Князь из рода Кочубеев в Полтавской губернии в селе Будущее выиграл людей в карты, а кого-то обменял на породистых гончих собак. Поселил их на этой земле. Переселенцев из села Будущее стали звать будаками. Целью князя было – увеличить свои владения за счёт присоединения свободных земель.
      По легенде, первым жителем был мужчина по фамилии Казаков. От его фамилии и произошло название села Казаковка. Для возведения села сделали сплошную вырубку леса, который пошёл на строительство села. Освободившаяся земля пошла под посев различных культур: льна, пшеницы, картофеля и т.д. В селе была своя мельница. Земля была плодородная. Лес позволял заготавливать грибы и для себя, и на продажу, лекарственные растения, кору деревьев и т.д. Крестьяне своими силами построили церковь. В ней действовала церковно-приходская школа.
      Селом управлял немец Праль, он жил в Н.-Слободе, а в Казаковку ездил на тарантасе.
      Зимой мастеровые мужики ходили по деревням – искали работу: клали печки, рубили срубы, строили дома или продавали лапти. В 1929 году был организован колхоз «Путь борьбы». С трудом происходило объединение в колхоз. Но к 1930 г. завершилось его формирование, несмотря на запугивание бандитов.
      В колхозе работа велась трудно, появились первые тракторы, которые были диковинкой для местных жителей. Оплату за работу в колхозе проводили натуроплатой. Пуд пшеницы можно было обменять на два метра ситца. Начался отток молодого населения в город, так как там велось строительство фабрик и заводов и за работу платили деньги.
      В годы Великой Отечественной войны на колхозных полях работали женщины, старики и дети. Женщинам пришлось осваивать работу на тракторах. Те, кто не мог работать в поле, пряли, вязали, пекли хлеб, сидели с детьми. Было даже такое, что несколько женщин приводили в один дом своих детей, сами шли на работу, а с детьми сидели две-три старушки.
      После войны те мужчины, кто остался в живых, помогали вдовам приводить в порядок покосившиеся избы, поднимать сельское хозяйство.
      В 1971 году колхоз «Путь борьбы» присоединился к кондрыкинскому колхозу «Красный Октябрь». В колхозе на центральной усадьбе стали строить квартиры, молодёжь стала переезжать из Казаковки в них, в деревне остались жить одни пенсионеры.
      В настоящее время пенсионеры живут в городах у детей, приезжают в Казаковку лишь на лето.

    • распечатать
    • отправить другу

    Ещё по теме:

    • Комментарии

      Имя
      E-mail
      Текст
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
      Отправить
      Сбросить