Рекламный баннер 990x90px top
ВалютаДатазнач.изм.
USD 25.04 92.51 -0.786
EUR 25.04 98.91 -0.6491
Архив номеров

Танкист Ежов

11:13 06.12.2019 16+

Слово «война» Василий Тихонович услышал рано утром 22 июня 1941 года в офицерской школе в г. Ярославле. Чуть позже их, курсантов, срочно произвели в лейтенанты и отправили эшелоном на фронт. Вот тут-то, в пути, Ежов по-настоящему столкнулся с плодами войны. Не добравшись до Ленинграда, их эшелон подвергся нападению вражеской авиации. Поезд был разбомблен в пух и прах, много личного состава , в том числе и командиров полегло в тот день. Когда стали собираться, то в живых из 820 осталось всего 120 человек.
А первое боевое крещение Ежов принял на Карельском перешейке. Там получил и первое ранение. Госпитальное лечение - и снова на фронт, теперь уже под Воронеж. Изменился и профиль его службы, теперь он уже командир танковой роты. В ее составе 32 танка Т-34, несколько БТ-1, БТ-2. Лейтенант Ежов не считал сколько атак гитлеровцев отбили его подразделения, да на это и не было времени. Он знал только одно: надо бить, уничтожать захватчиков. Но вооруженный до зубов враг продолжал наседать. Приходилось отступать. Пали в боях многие офицеры и бойцы роты. Ранен был и сам командир, но рота жила, воевала... ...Пятый день на Воронежском направлении не прекращались бои – шло упорное, тяжелое сражение. Подбрасывая новые силы, враг бешено рвался к Сталинграду. К концу пятого дня лейтенант Ежов повел своих танкистов в очередной бой. Впереди – большая колонна немецкой пехоты, артиллерии, танков. Силы неравные. И тогда принимается решение: отрубить у этой «змеи» голову и хвост. В результате ее выполнения колонна врага была полностью уничтожена.
Однако новое подоспевшее соединение врага по существу то же сделало с подразделением Ежова. Из боя вышли и уцелели только пять машин, без снарядов и без горючего...
А вот еще эпизод, теперь уже из Орловско-Курского сражения. 35 машин роты Ежова с десантом в придачу, хорошо замаскировавшись на опушке леса, ожидали обещанную разведкой большую колонну врага. Когда показались первые мотоциклисты, Ежов подал команду подготовиться, а затем при появлении первых вражеских танков, приказ «Огонь!» – и началось! И сошлись лоб в лоб. Черные клубы дыма, вырывающиеся из горевших танков, заволокли даже небо. Лязг гусениц, грохот орудий, треск пулеметов и крики людей – все смешалось. После, уже вспоминая этот бой, Ежов узнал, что танк командира полка, подоспевшего с другим подразделением, в ходе боя даже взобрался на «тигра». Бой продолжался. Но...
В медсанбат старшего лейтенанта Ежова принесли прямо из боя тяжелораненого, без сознания. Солдат склонился над своим командиром, пристально посмотрел в его обгоревшее лицо, смахнув набежавшую слезу, тихо промолвил : «Поправляйтесь, мы ждем вас».
И он поправился, вернулся, унося в своей груди так и оставшийся там вражеский осколок. Побоялись тогда его тронуть. Хорошо помнились Василию Тихоновичу и пинские болота в Белоруссии. Оставив госпиталь, вернее сбежав оттуда, он получил назначение вдогонку наступающей части. И снова бои, сражения. Положение их соединения усложнилось переходами через болота. Чтобы пройти по этим адским, гнилым местам, надо было валить лес и из него сооружать мосты-настилы. Но порой и они не выдерживали вес танка и... словом, в жиже он остался не один. Но и тут выдюжили. А потом опять бои. Дни и ночи. Подразделение Ежова в числе первых участвовало в форсировании Днепра на Могилевском направлении, брало крепость Осовец. В одном из кровопролитных боев старший лейтенант получил новое, пятое по счету ранение. Однако долго не стал лечиться. Не стал потому, что близился час окончательного разгрома врага. А он считал, что еще не все сделал для этого.
И он делал. Дрался под Кенигсбергом, участвовал в Берлинской операции, а День Победы встретил у стен рейхстага.
Наград у Василия Тихоновича много. Это ордена Александра Невского, Красного Знамени, четыре ордена Отечественной войны, медали. По мнению фронтовиков, орден Александра Невского был самым красивым из боевых орденов. Он чрезвычайно высоко ценился в офицерской среде, так как его вручение подчеркивало не только личное мужество, но и несомненный командирский талант награжденного. Орден Александра Невского стал единственной наградой, которую вручали и во времена Российской империи, и при Временном правительстве, и в годы советской власти, да и в наши дни он включен в наградную систему Российской Федерации. В селе Троекурово орденом Александра Невского во время Великой Отечественной войны награжден только Ежов Василий Тихонович.
После войны Василия Тихоновича направили учителем военного дела в Липецкую область в Троекуровскую школу, затем прошел курсы учителя физической культуры и отработал в школе более 30 лет. Трудился добросовестно, на износ, не за награду, не за большие деньги, а просто в силу своей порядочности и любви к своей работе,детям. Принимал активное участие в общественной жизни школы, не раз приходилось быть членом месткома, часто выступал с другими учителями с концертами художественной самодеятельности. Именно на таких людях держалась и будет держаться Россия.
Василий Тихонович вырастил с женой Хорошиловой Ниной Владимировной двух детей: Николая и Владимира. Прошедший суровое испытание жизни, Ежов Василий Тихонович – образ истинно простого русского человека, учителя, обладавший чертами настоящего героя. Это такие качества: могучая воля, беззаветная преданность своей Родине, искренность и задушевность, благородство и великодушие.
Умер воин-учитель в 1992 году, унося осколок войны под сердцем.

Материал предоставлен районным краеведческим музеем

474

Оставить сообщение:

ВсеОбъявления
ВсеФотогалерея
Рекламный баннер 300x250px rightblock
Рекламный баннер 990x90px bottom
Yandex.Metrica