16+
Б-Болдино: ночью
USD 14/12 62.55 0.6713
EUR 14/12 69.86 0.5663

Архив номеров

  • Да здравствует сцена

    2019 – год театра2019.11.15036Как известно, 2019-й год объявлен в России Годом театра. О том, какими событиями ознаменован этот год для Б.-Болдинского народного театра, мы беседуем с его режиссёром, заслуженным работником культуры России В.А. Королёвым.

    − Владимир Алексеевич, когда и где состоялось открытие Года театра в нашем районе?
    − Открытие Года театра в нашем районе состоялось 30 января в Большом Казаринове спектаклем по пьесе Василя Быкова «Выбор».
    Сценарий к нему написал Виктор Шапкин – наш земляк-нижегородец. Постановка была примечательна тем, что мы до этого никогда не говорили со зрителями о спектакле. Сыграли и уехали. А в этот раз было всё по-иному. Мы выступали в музее на втором этаже. Вначале поговорили с присутствующими о спектакле, я объяснил им, что здесь происходит, в какое время, где, кто герои. После показа отвечали на вопросы зрителей. Таким образом, мы сделали из постановки театральную гостиную.
    Это было впервые и очень замечательно, что была тёплая публика с положительной энергетикой. Мы получили колоссальное удовольствие.
    − Чем был ещё примечателен год, в каких фестивалях и конкурсах принял участие народный театр?
    − Мы приняли участие в трёх фестивалях. Во-первых, в традиционном фестивале «Болдинская весна», посвящённом первому режиссёру Большеболдинского народного театра Владимиру Николаевичу Лобову. В нём были задействованы 10 театральных коллективов из нашей области. Мы сыграли спектакль по Пушкину «Мой бедный Ленский» с актёром Артуром Акульчиком, который сыграл роль Пушкина.
    Считаю, что коллективов в этом фестивале должно быть больше и он должен быть конкурсом с присуждением мест. Многие коллективы не приезжают именно из-за этого.
    Потом в мае мы съездили сразу на два фестиваля. В Перевозе прошёл традиционный фестиваль «Весенняя круговерть». Также играли «Мой бедный Ленский». А в Доме актёра имени Вихрова на фестивале содружества любительских театров «Град Китеж» мы представили спектакль «Выбор».
    В Перевозе мы стали лауреатами третьей степени, а в Доме актёров награждены Дипломом «За новые формы и философское осмысление современности».
    Также приняли участие в фестивале сказок Пушкина, который проходил в Болдине 16 июня. Мы вместе с режиссёром районного Дома культуры Жанной Сак осуществили постановку сказки «О золотом петушке». Она очень многое сделала для этой постановки в плане костюмов и декораций, подбора актёров. Это была наша совместная работа.
    Участвовали мы и в театрализованном представлении «На пушкинском на дворе» в дни пушкинского праздника поэзии в Болдине.
    Замечательно, что 1 сентября мы с Андреем Тюриным в рамках проекта «Театр плюс музей» (автор Наталья Чивкунова) показали отрывок из спектакля «Моцарт и Сальери» Пушкина. Мне это очень запомнилось. К Пушкину прикасаться всегда трепетно. В позапрошлый год мы приняли участие в акции «Ночь музеев» и показали этот отрывок 11 раз (столько экскурсий было). Я, когда посмотрел в записи дневные выступления и вечерние, то сравнил, что вечером всё воспринимается как-то по-особому, более реально. За окнами темно, в комнате портрет Пушкина...
    Запомнилась и «Ночь искусств» в картинной галерее, где мы представили отрывок из нового произведения «Человек с метлой» и две сцены по рассказам Василия Шукшина «Беседы при ясной луне». Я отношусь к этому спектаклю очень трепетно, поскольку в этом году исполняется 90 лет Шукшину. Но нет подходящих актёров и актрис, чтобы всё воспроизвести. Хорошо, что есть у нас свой костяк, и мы ещё как-то держимся, живём и работаем.
    − Любой театральный коллектив не мыслим без гастрольных поездок. Какие наиболее запомнились?
    − Удивительной была поездка в город Лукоянов, который мы навещали и в 2018 году. Мы выступали в районном Доме культуры со спектаклем по пьесе Степана Лобозёрова «Вечерний звон». Был целый зал, публика замечательная. Нас хорошо приняли, мы познакомились с начальником управления культуры Ларисой Владимировной Семьиной, которая высказала нам слова благодарности и хорошо отозвалась о постановке.
    С гастрольными поездками мы побывали почти во всех сельских Домах культуры и клубах района. Я стараюсь, чтобы каждую нашу постановку увидели жители села. Актёры тоже к этому стремятся.
    Запомнились также хорошие театральные гостиные. В частности, в Большом Казаринове мы побывали дважды. Были ещё с Артуром Акульчиком, который встретился с участниками самодеятельности местного Дома культуры и читал Пушкина.
    Побывали в Пикшенском музее эрзянской культуры и быта. Удивительной была экскурсия, встреча с Василием Никифоровичем Любаевым. Все актёры остались очень довольны. В проекте у нас съездить коллективом в город Саранск на какой-нибудь спектакль. Думаю, что это получится осуществить в конце ноября-начале декабря.
    − Над какими спектаклями и постановками работает коллектив в этом театральном сезоне?
    − Сезон у нас очень насыщенный. Ничего не играли только в августе, а так практически один-два раза в месяц выходили на сцену.
    В этом году мы играем спектакль «Мой бедный Ленский» (игра воображения). Также у нас в репертуаре «Вечерний звон» Степана Лобозёрова, «Выбор» Василя Быкова и «Очень простая история» Марии Ладо. Плюс, взяли в работу новый спектакль, который официально называется «Памятник», а рабочее название – «Человек с метлой». Автор – Владимир Жеребцов, молодой драматург, но уже достаточно известный.
    − Почему выбрали именно эту пьесу и какими принципами Вы руководствуетесь при выборе спектаклей?
    − Поскольку я не сторонник каких-то пьес зарубежных авторов, мне нужно что-то русское, близкое, нашенское. Жанр – история одного недоразумения. Простому человеку, который работает уборщиком на железнодорожной станции, при жизни поставили памятник. Он человек неординарный, озорной, любит выпить. Все просто не могут понять почему, за что. В ходе спектакля он перерождается, происходит его рост, проявляются творческие способности. И очень здорово, что пьеса всё-таки про человека и о человеке, о его душе, внутреннем состоянии.
    Это удивительная пьеса и, я думаю, что она получит достойную оценку зрителей, хотя предугадывать ничего нельзя. В ней есть всё: комедия, драматизм, трагическая ситуация, поскольку человек перерождается и доходит до психологического слома. Если мы всё это сделаем, доведём до конца, это будет здорово. Здесь много сцен, которые нужно слепить в одно целое, чтобы они шли в динамике, с нарастанием и переросли в некую человечность. Я не буду говорить, что будет в финале, но я его уже продумал. Впервые сталкиваюсь с подобной драматургией, сложно к ней шёл и, думаю, что ещё будут сложности в оформлении. Надо, чтобы сцены быстро менялись буквально на глазах. Начинается действие, и актёры сразу же ставят декорации на глазах у зрителей.
    Действия происходят в разных местах: администрация, чердак, комната, уголок станции. Но мы нашли выход. Очень много сделал и помог в плане оформления наш местный художник Сергей Борисов и сделал бескорыстно. Мне было с ним приятно работать. Не обошлось и без Владимира Дубровского, с которым мы советовались, обсуждали многие моменты. Он всё равно незримо присутствует с нами. Как в любой постановке были проблемы и с реквизитом, и с актёрами.
    − Кто занят в постановке?
    − Всего в спектакле задействованы 11 человек. Из старых занят весь состав. Это Алексей Масленников, который играет главную роль, Светлана Комшилина, Анна Ястребова, Андрей Кельдеватов, Иван Башкиров, Андрей Тюрин.
    Из тех, кто приглашён впервые, – Дарья Шургалина, Анна Кизаева и Жанна Сак. Есть эпизодическая роль у Оли Астраханцевой. Аня и Оля – воспитанницы театральной студии «Бродячие артисты» Дома детского творчества.
    Работать с ними приятно. Мы вошли в новую стадию, выстроили мизансцены. Перед актёрами поставлена задача, ради чего они вышли на сцену, как здесь живут. Думаю, что подбор актёров правильный, хотя есть некоторые шероховатости, без которых ничего не бывает.
    − У Вас в каждом спектакле есть новые имена, можно сказать «изюминки». Как Вы осуществляете подбор актёров? Видите заранее этого человека, чувствуете его?
    − Я всегда в поиске, не сижу за столом. Хожу по Болдину, захожу в магазины, ларьки, в банк и всегда наблюдаю за людьми, стараюсь прочувствовать человека. Но мало таких людей, которые пришли бы и раскрылись сразу как Лёша Масленников, Света Комшилина, Андрей Кельдеватов, который очень талантлив и на лету хватает текст. Я его приглядел ещё в спектакле в Пермеёвском Доме культуры и взял в пьесу «Десант», где он замечательно сыграл роль безногого матроса. Может быть это у меня чутьё, но от меня мало что зависит, а больше зависит от желания человека, который хочет сыграть в спектакле.
    У меня нет никаких рычагов управления. Есть только слово, умение убеждать, которые иногда действуют, а порой и нет. Бывает, что возьмёшь человека, немного его «обстукаешь», а он потом говорит, что больше ходить не будет. И ты сразу становишься безоружен. Думаю, что мы в скором времени будем объявлять кастинги по поиску актёров в народный театр. Слишком изменилось время. Цена рубля, доллара сейчас превыше всего. Деньги стали критерием нашего человеческого состояния. Особенно не хватает мужчин. Как ещё нам удаётся удерживать этот костяк! Сложно, но мы держимся, потому что играют в театре в основном энтузиасты, патриоты.
    Хочется в этом плане поблагодарить начальника управления культуры Веру Алексеевну Чернышову и директора культурно-досугового центра Евгения Евгеньевича Мазанова, которые всячески помогают нам и поддерживают, идут навстречу во всех начинаниях. Спасибо и друзьям театра: Володе Клюеву, Михаилу Башлыкову, Владимиру Дубровскому, Виктору Шапкину, Владимиру Калишу.
    − О чём мечтаете всем коллективом?
    − Была у нас мечта съездить в Будапешт, где есть русский народный театр. Мама и актриса этого театра приезжали к нам в Болдино на экскурсию и мы познакомились с ними на балу пушкинской эпохи. Они подарили мне книгу о своём театре, а я им в ответ книгу «Театр – остров любви и надежды» о нашем. Всё связалось, мы созванивались. В данный момент всё заглохло: нужны заграничные паспорта, деньги и в результате не получилось. Были также приглашения на фестивали в Щелыково, Подмосковье и другие места, но, как всегда, возникают финансовые проблемы.
    − Что предстоит ещё сделать до конца года?
    − Я бы мечтал восстановить «Беседы при ясной луне» Шукшина, съездить на областной фестиваль «Весь мир – театр» в Павлово, сыграть несколько раз новый спектакль «Человек с метлой» и 15-го декабря этой премьерой закрыть Год театра. Если это осуществится, то будет просто замечательно.
    Хотел бы поделиться и своими планами, потому что без них тоже нельзя. Мечтаю к 75-летию Победы сделать театральную композицию по произведению Евгения Носова «Красное вино победы», сценарий к которой написал Виктор Шапкин.
    Ещё я очень давно мечтаю поставить спектакль по рассказу Василия Белова «Африканыч». Много лет лежит в запасниках пьеса «Любовь в Старокоротнике» по рассказу Виля Липатова «Жизнь Ванюши Мурзина». Я никак не могу найти двух подходящих актёров на женскую и мужскую роль. Также ждёт своего часа пьеса «Встречи и расставания» по произведениям Вампилова и Распутина.
    Пока есть планы, жизнь продолжается, значит театр будет жить и дальше.
    В целом, я доволен своей жизнью, что у меня всё получается, есть такой замечательный коллектив. Только бы осуществить постановку премьеры в срок, и это будет нашей очередной победой.
    − Спасибо за беседу.

    Вопросы задавала Римма МЕТЁЛКИНА

  • распечатать
  • отправить другу

Ещё по теме:

  • Комментарии

    Имя
    E-mail
    Текст
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Отправить
    Сбросить