Рекламный баннер 990x90px top
ВалютаДатазнач.изм.
USD 19.04 94.09 -0.232
EUR 19.04 100.53 0.2529
Архив номеров

Трудилась и никому не завидовала

10:19 23.08.2019 16+

Как
ломали церковь
Жизнь А.Н. Щербаковой, как и всех её сверстников, не была лёгкой и гладкой. Родилась в бедной многодетной семье, где было шестеро детей, последним ребёнком.
− Мой отец, Николай Иванович, был диаконом в церкви, − вспоминает она, − а мама, Анна Романовна, работала на дому.
До моего рождения семья жила в Починках, а потом переехала в Пермеёво. Здесь были церковь, богадельня и церковно-приходская школа. Помню, как ломали церковь в селе, как снимали колокол. Мне было тогда лет семь. Народу собралось много. Люди плакали, просили мужиков не делать этого, не пускали их на колокольню. Но куда там! Как рухнул колокол на землю, так все заплакали, запричитали, ужас, что было!
Потом церковь закрыли, а отца арестовали и увезли в Горький в тюрьму. Люди стали потихоньку растаскивать иконы и прятать по домам. У нас тоже была одна икона.
Отец вернулся уже перед войной. Устроился на работу рубить лес в Язовском лесу.
Во время раскулачивания взяли у нас корову, а как без молока? Просили у людей, когда табун вечером пригоняли.

В годы войны
Когда началась Великая Оте-
чественная война, Анфиса уже окончила пять классов школы и больше ей учиться не пришлось. Пошла работать в колхоз «Борец».
− Под утро проснулась я, а все родные говорят: «Война началась», − вспоминает она. – Стали отправлять людей на фронт. В первый набор пошёл мой крёстный – дядя Яким. Мы ходили провожать в Малое Болдино. Сколько народу собралось, и все плачут. Шум идёт, гул. А сколько обозов лошадей с людьми шли с горы из Большого Болдина! Из Пермеёва отправляли человек 20-30, затем к ним присоединялись из других сёл, и все ехали в Ужовку. Помню, как соседка Анютка с двумя детьми, беременная третьим, прощалась с мужем. Он не вернулся с фронта. Да и почти все из первого набора не вернулись, погибли. Первая похоронка пришла на Андрея Васильевича Бодякшина, оплакивали его всем селом.
Рассказывает, как в войну собирали колоски, пололи просо в колхозе, бороновали на быках. Мужиков в селе не было, остались только дети да старики.
− Два старика следили за нами, помогали управлять быками, − вспоминает А.Н. Щербакова. − Уставали и очень хотелось есть. Женщины в колхозной пекарне пекли хлеб, и мы ждали, когда нам привезут хлеба поесть. Трудные были времена.
А дома как жили? Бывало, мама задумает печь хлеб, а дров нет. Пошлёт нас с братом Анатолием в лес за дровами. А лесники злые были, не разрешали брать дрова. Однажды, помню, взял у нас лесник санки и изломал. Чего только ни натерпелись мы в то время.
Делали крахмал из гнилой картошки, пекли пироги из клевера, который собирали украдкой на малоболдинской горе. Была у нас скотина: две козы да трое овец, да и тех волки задушили.

День Победы
− Помню, 9 мая мы копали огороды, хороший денёк был. Вдруг, слышим крики: «Победа, Победа! Война закончилась».
Все побросали лопаты и побежали в центр села. Там собрались люди. Председатель колхоза распорядился организовать для всех обед. Ольга Бодякшина принесла гармошку и стала играть. Все поют, веселятся. Были тут слёзы и радости, и горя от того, что кто-то не вернулся домой. Целый день играла гармошка на селе.
В этот же день привезли с фронта раненого Вирясова Терентия Алексеевича, и весь народ приветствовал его.
Потом стали возвращаться и другие. Пришли братья Пётр и Анатолий. Пётр дошёл до Берлина, а Анатолий служил ещё на Дальнем Востоке.

Послевоенное
время
После войны Анфиса Николаевна продолжила работать в колхозе в полеводческой бригаде, а в 50-х годах пять сезонов ездила с подружками на торфоразработки в посёлок Ситники Борского района.
− Там с выработки платили зарплату, − вспоминает она. – А нам хотелось одеться получше. Мы получали деньги и покупали на Бору одежду себе. В то время много было всякой рыбы: треска, килька, селёдка, запомнился очень вкусный хлеб.
В 1955 году она вышла замуж за Анатолия Щербакова, который недавно пришёл из армии. Он был и плотником, и кузнецом, и жестянщиком, крыл крыши. Ему посоветовали: обрати, мол, внимание на Анфису, девка хорошая, работящая. Так и поженились.
− Жили со свекровью, − делится своими воспоминаниями Анфиса Николаевна, − у которой кроме сына было ещё три дочери. И все жили вместе, уживались и никогда не ругались. Помню, мне ещё мама наказывала: «Никогда ни с кем не ругайся». Я и старалась так жить, свекровь свою считала второй мамой.
Вся её трудовая жизнь прошла в родном колхозе. Сначала он назывался «Мир», а потом «Власть Советов». Работала в полеводстве, а когда надо – подменяла доярок и телятниц. Добрым словом вспоминает бывшего председателя колхоза А.А. Миронова, который был хорошим руководителем и ценил простых людей.
За свой труд А.Н. Щербакова имеет значки «Победитель соцсоревнования», юбилейные медали, медаль «Ветеран труда», почётные грамоты и подарки.

Дети
Супруги Щербаковы вырастили и воспитали четверых детей, которыми по праву могут гордиться. Старшая – Вера окончила Горьковский пединститут, живёт в Н.-Новгороде. Надежда по образованию учитель иностранного языка. Живёт и трудится по специальности в Москве. Анна – бухгалтер и швея, проживает в Н.-Новгороде. Николай окончил радиотехнический техникум, работает в ОАО «Волгателеком».
− Все дети хорошо учились в школе, − рассказывает Анфиса Николаевна, − и мне всегда приятно было ходить на родительские собрания, потому что их никогда не ругали, а только хвалили. Они были очень послушными. Когда Коля служил в армии, ездила к нему и там тоже его хвалили командиры.
− Родители воспитывали нас в труде, − вступает в наш разговор дочь Надежда Анатольевна. – Они в поле, а мы с бабушкой дома. Своим личным примером всегда показывали нам, что надо трудиться, иначе ничего в жизни не добьёшься. Никогда нас не наказывали. Мы очень уважали своих родителей. Год как нет с нами папы, но маму мы не оставляем. Коля из Болдина постоянно приезжает. Мы делим свой отпуск, чтобы приехать к маме в деревню. А сёстры Аня с Верой забирают её в холодное время года к себе в город.
У Анфисы Николаевны семь внуков и четверо правнуков, и она не чувствует себя одинокой, забытой.
Спрашиваю её, счастлива ли она и в чём секрет её долголетия.
− Многое в этой жизни я повидала и испытала, − отвечает она. – Но на жизнь грех жаловаться, я всем довольна. А секретов у меня никаких нет. Жила мирно, ни с кем не ругалась, никому не завидовала. Любила читать газеты и всегда молилась. Правда, сейчас уже некоторые молитвы забывать стала.
− Она до сих пор молится по утрам и вечерам, − продолжает наш разговор дочь Надежда Анатольевна. − Помнит «Отче наш», «Богородицу», молитву оптинских старцев. И ещё она очень переживает за судьбу страны. Глаза сейчас у неё не видят, но просит меня почитать газеты. Вот и вашу районную газету я ей прочитываю от корки до корки, ей интересно всё.
Расставаясь я пожелала А.Н. Щербаковой крепкого здоровья и долголетия на радость детям и внукам.

Римма Метёлкина

509

Оставить сообщение:

ВсеОбъявления
ВсеФотогалерея
Рекламный баннер 300x250px rightblock
Рекламный баннер 990x90px bottom
Yandex.Metrica