16+
Б-Болдино: ночью
USD 26/05 64.61 0
EUR 26/05 72.32 0

Архив номеров

Лента новостей

Каталог

    Наши партнеры

    • Лётчик Сучков

      Никто не забыт, ничто не забыто2019.05.07032Родился Анатолий Сучков в 1916 году в селе Апраксино, а в 1933 году с братьями и сестрой переехал в Дзержинск. Рабочие руки были в дефиците и заводские стройки без проволочек приняли новое пополнение в свою трудовую семью. Но уже через год Анатолий поступил в Нижегородский индустриальный институт. В 1936 году в судьбе Сучкова произошли изменения. Стране стали нужны летчики.

      И к студентам в институт для отбора кандидатов на поступление в авиационное училище прибыла медицинская комиссия. Отбор был очень строгим. Из шестисот человек годными для летного дела оказались только двое. Так, после двух лет учёбы в институте Анатолий стал курсантом Оренбургского военного училища летчиков.
      В 1940 году после окончания училища лейтенант Анатолий Сучков получает направление в только что сформированный в Московском военном округе 95-й полк бомбардировочной авиации. Войну молодой летчик встретил в воздухе. С первых ее дней 95-й полк принимал участие в ожесточенных воздушных боях, защищая подступы к нашим городам и фронтовым формированиям. В первое время летали на скоростных фронтовых бомбардировщиках 2М-103. Затем у летчиков полка появились пикирующие бомбардировщики ПЕ-2. Хотя без прикрытия истребителей вылет «Пешек» приказом был запрещен, на задания летали без сопровождения.
      Истребителей не хватало, а боевые условия вынуждали нарушать запрет. Потому на базу возвращалась лишь половина экипажей, а иногда и того меньше. Летчики испытывали огромное напряжение. После полетов они с трудом вылезали из машин и еле тащились по аэродрому. Дрожали и руки, и ноги. Стресс снимали спиртом, заранее разлитым по стакану каждому. Как вспоминал А.Сучков, в один из боевых вылетов из 27 человек в живых осталось только трое. Приготовленные стаканы так и остались нетронутыми на столе столовой.
      К концу июля 1941 года полк потерял 55 самолетов и 38 экипажей. А в августе 1941 года, когда полк воевал в составе Западного фронта, он потерял все остальные самолеты. Анатолий Сучков остался жив. Всего за два месяца войны он совершил 68 боевых вылетов, 28 раз он поднимал свою «Пешку» для бомбардирования живой силы и техники противника. Через несколько дней после начала войны, 30 июня, он участвовал в уничтожении переправы через реку Западная Двина у города Двинска. За отличное выполнение этого задания командование Западного фронта объявило Сучкову благодарность. А через три дня командир звена Анатолий Сучков со своей эскадрильей бомбил бронированную колонну в районе Краслова. И все ее 50 танков были уничтожены.
      Вот что писала центральная газета советских авиаторов «Сталинский сокол» 19 сентября 1941 года: «Летчику лейтенанту Анатолию Николаевичу Сучкову пишут: «От всей души желаю тебе боевых успехов. Не сомневаюсь, что ты, отважный сталинский сокол, истребляешь фашистских стервятников, где бы они тебе ни встретились!».
      Запомнился отважному летчику и штурмовой налет в октябре 1941 года на аэродром Миталово. 12 наших бомбардировщиков уничтожили тогда 30 самолетов противника. Истреблению подверглись и самолеты аэродрома Юхнов. За успешное выполнение боевых заданий командование представило А.Сучкова к ордену Красного Знамени, но получил он его уже в Заполярье. Когда угроза захвата Москвы миновала, в апреле 1942 года 95-й истребительный авиаполк перебазировался в Североморск.
      Здесь у летчиков была совсем иная работа. Наши летчики вели разведку над морем, наносили бомбовые удары по вражеским базам и аэродромам, по кораблям в открытом море, прикрывали свои конвои с воздуха. Огонь по самолетам из корабельных пушек и пулеметов был не менее интенсивным, чем из зениток с земли. В апреле 1942 года А.Сучков участвовал в нескольких атаках на вражеский аэродром Луостари, расположенный в Финляндии. 32 немецких самолета были уничтожены на земле и семь в воздушных боях. Затем более частыми стали конвойные операции. Но в перерывах между ними советские морские летчики продолжали наносить бомбовые удары по вражеским военным базам. 22 мая 1942 года Анатолий Сучков патрулировал над караваном судов союзников в Баренцевом море. Из облаков неожиданно вынырнул вражеский самолет Ю-88. Уже после первых атак летчика Сучкова самолет противника задымил и со снижением ушел в туман.
      10 июля Анатолий вновь участвовал в воздушном бою над Баренцевым морем. Наша четверка истребителей ПЕ-3 вступила в бой с группой немецких самолетов, угрожавших прикрываемым кораблям. Семь «Юнкерсов» были сбиты. Один из них сбил лично А.Сучков, но и сам был ранен разрывной пулей в ногу. Вести самолет стало невозможно, а до базы полтора часа лета над морем. Анатолий приказывает штурману взять штурвал и начинает управлять его действиями. В результате самолет благополучно приземлился на своем аэродроме. Сохранить машину и самому не погибнуть – это тоже было подвигом. 22 августа Анатолий Сучков был вторично награжден орденом Красного Знамени.
      В Самарском госпитале ему удалили остатки икроножной мышцы, а нерв пришили к кости. На боевых машинах летать он больше не мог, но службу в летных войсках продолжил. Сначала в Риге командиром звена и оперативным дежурным. В июле 1946 года был демобилизован. Работал на «Капролактаме», затем летчиком-методистом в Бабинском аэроклубе, а в августе 1951 года был зачислен летчиком-инструктором в Московский аэроклуб № 3, который готовил «спортсменов» – летчиков из истребительных полков – к выступлениям на парадах. А.Н. Сучков не только инструктировал «спортсменов», но и сам готовился к параду. И вот на параде в Тушино в День военно-воздушного флота 27 июля 1952 года более миллиона зрителей, военные начальники и партийные руководители во главе с Иосифом Сталиным увидели виртуозный пролет ЯК-18. После артиллерийских залпов, в 14 часов, в небе появились 15 самолетов с флагами Союзных республик. Вслед за ними 96 таких же самолетов вывели в небе лозунг «Слава Сталину». Самолет А.Н. Сучкова был в букве «В». В качестве подтверждения этого факта Анатолию Николаевичу выдали фотографию и документ, что он являлся участником Тушинского парада 1952 года.
      После этого знаменитого пролета А.Н. Сучков продолжал служить на разных аэродромах. В 1960 году он вернулся в Дзержинск, где до 1967 года, до выхода на пенсию, трудился на «Капролактаме».
      С военных лет там же, на вредном производстве работала и супруга А.Н. Сучкова – Ефросинья Ивановна.

      По материалам районного
      краеведческого музея

    • распечатать
    • отправить другу

    Ещё по теме:

    • Комментарии

      Имя
      E-mail
      Текст
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
      Отправить
      Сбросить