Рекламный баннер 990x90px top
ВалютаДатазнач.изм.
USD 26.04 92.13 -0.3744
EUR 26.04 98.71 -0.2039
Архив номеров

«Как жизнь прошла, никто не видел»

11:33 19.04.2019 16+

Воспоминания
детства
В.М. Киселёва родилась 10 апреля 1939 г. в Мордовии, в с.Большие Березники. Мама Мария Григорьевна работала в организации «Промшвей», а отец был заведующим райзо, а потом председателем колхоза.
После развода родителей Мария Григорьевна с дочкой Валей переезжают в Усад, на свою родину. Тогда воспитывать дочь ей помогала бабушка, которая была из зажиточной семьи. (Надо отметить, что дед по линии мамы был белогвардейским офицером. И чтобы на семью не начались гонения, в период коллективизации бабушка отдала в колхоз три коровы, две лошади и отлично сработанную сбрую. Сбрую бабушка жалела больше всего, так как во всей деревне она была самая красивая).
− В военное время я узнала, что такое голод, − говорит Валентина Михайловна, − мама с бабушкой решили продать красивые платья. Собрали всё, продали, купили корову. Та через некоторое время пала. Вновь стали собирать всё возможное для продажи. Купили ещё одну – она опять пала. Третья корова тоже сдохла. Что это было? До сих пор не знаю. Ходила девочкой по полям собирала гнилую картошку, колоски. Тогда была одна мечта – досыта наестся. С раннего детства была приучена к труду. В послевоенное время положение не улучшилось. В школу ходила на голодный желудок. Помню, идёшь из школы, а сил нет, ноги не идут. А придёшь домой – в сырой воде варёная картошка покрошена, нахлебаешься – такая вкуснота! (Наверное, поэтому, сейчас Валентина Михайловна старается каждого усадить за стол и, в первую очередь, накормить).
До четвёртого класса В.М. Киселёва училась в Усаде.
– Помню, зимой топиться нечем, покупать дрова не на что, пойдём с матерью ночью в лес, – говорит В.М. Киселёва, – там сучки насобираем. Придём, изрубим их и под матрац спрячем, боялись, чтобы лесник нас не увидел, а то могли дать большие штрафы.

Заработать
трудодни
В 1957 г. окончила Черновскую школу и сразу захотелось заработать больше трудодней и получить зерна, чтобы не голодать. А ещё очень хотелось пряников купить. Тогда я мечтала быть комбайнёром, и подружку свою подбивала со мной на комбайн идти или в доярки. А она из богатой семьи была, помню, приду к ним в дом, а у них суп с мясом и пироги! (смеётся).
Когда училась в школе, меня заметил секретарь комсомольской организации района Александр Семёнович Ичков, он поспособствовал тому, чтобы нас с подружкой устроили в животноводство доярками. Вначале я была очень скромной, боялась выступать, но комсомол воспитал во мне бойцовские качества.
Среди молодёжи кинули клич «Молодёжь – в животноводство!». Мы собрались с друзьями и поехали вступать в комсомол. В моей организации было 30 с лишним человек. Благодаря терпению председателя колхоза Фёдора Ивановича Куринова, молодёжи доверили хозяйство. Ребята пошли работать на свиноферму, в овцеводство, девушка-комсомолка возглавила птичник. Было, конечно, страшновато, справимся ли мы.
Нам с подругой дали по группе коров, в каждой было по 13 голов. Доили их руками, без привычки руки болели до ломоты. Раньше были социалистические соревнования, и мы очень старались работать. И пока я была дояркой, ни одного телёнка у меня не пало! Когда коровы телились, даже ночью ходили проверять, всё ли в порядке.
Как-то одна корова отелилась не в мою смену. Телёночек полежал в проходе и простыл. Он даже дышать не мог. Я и плачу, и глажу его, и растираю, и не знаю, что делать, но мама мне подсказала. Мы налили в большой котёл воды, сверху положили доски и на них сено. Стали нагревать воду, а телёнка положили на сено и стали прогревать его. Как же я обрадовалась, когда он ожил и начал дышать!
Правда, была мысль у меня бросить эту работу. Тяжело очень было. Руки натрудила, пальцы некрасивые от натуги стали. Я даже ни одного кольца за жизнь не износила.

Дела депутата
В 1958 году Валентину Михайловну избрали депутатом Черновского сельского Совета. В силу своего молодого возраста Валентина мало что понимала в депутатской деятельности.
– Чуть свет бегу к председателю Совета Анатолию Павловичу Тихонову, спрашиваю как акты составлять, как разрешать спорные вопросы, – вспоминает Валентина Михайловна, – он всё расскажет, как проводить обследования, как возмещать ущерб после потравы скотиной огорода. Учителей было много.
Например, заведующая библиотекой Антонина Матвеевна Каравашкина помогала мне тем, что подбирала специальную литературу.
Мой дядя Александр Григорьевич Глазков, работавший председателем колхоза «Власть Советов» в Малом Болдине, мне рассказывал, как нужно делать то или иное дело. Вот так постепенно и училась.
Кроме того, вела активную общественную работу. Нерадивых работников мы высмеивали со сцены, сочиняли про них стихи. Во время подготовки концертов у меня дома разучивали танцы, ставили спектакли по Островскому и Чехову. К нам даже в коллектив мужчины просились. Народ как-то сплачивался во время репетиций. Стало у нас в деревне весело. Выступали в школе, красного уголка не было.
Комсомольская организация, которую я возглавляла, зарекомендовала себя хорошо и, видя моё усердие, Фёдор Иванович Куринов послал меня учиться на бухгалтера.
В 1960 году В.М. Киселёва закончила в Горьком бухгалтерские курсы и вернулась в родной колхоз. В 1961 году стала старшим бухгалтером в колхозе имени Сталина в Усаде и проработала в этой должности девять лет.
– Наш колхоз был передовой и находился в области на Доске Почёта. Это было многоотраслевое хозяйство. В колхозе были отличный сад, свой пчельник, овчарня, птичник, свинарник, – вспоминает В.М. Киселёва, – Екатерина Сергеевна Куринова была агрономом.
Мы организовывали субботники и воскресники, где работали бесплатно, скирдовали солому, очищали зерно на сортировках, трудились на сенокосе. И люди шли, работали на благо нашей страны.

Быть председателем
не женское дело?
– Когда объединили усадский колхоз с черновским, второе лицо в райисполкоме, Александр Васильевич Череданов, приехал и стал предлагать мне работу председателя сельского Совета, – продолжает В.М. Киселёва, – а в ноябре 1970 года меня избрали председателем Совета. Я отработала в этой должности около 15 лет.
Под моим началом были торговля, культура, сельское хозяйство, школы. Я занималась обеспечением топливом, организацией ремонтов. По сути я являлась завхозом. Из Ужовки, можно сказать, не выезжала, то уголь надо перевезти, то дрова доставить. Мы занимались и благоустройством.
В 70-е годы я была единственной женщиной-председателем. От предыдущего председателя мне достался мотоцикл. Я мужа Владимира попросила меня научить ездить на нем. Стала по сёлам ездить на мотоцикле. Но это неудобно: пыль, грязь, дождь… Я написала письмо в облисполком, убедительно попросила выделить автомашину. Когда бумага-распоряжение пришла на райисполком, меня вызвал Вениамин Васильевич Селихин и отчитал. Выговорил мне, что у меня нет прав. Я сказала, что научусь и научилась. Мы с мужем съездили, получили машину. Экзамены в Лукоянове сдала на права лишь со второго раза. Муж помогал учить правила, терпения у него на меня хватало. На машине было удобно, везде успевала. В район моталась без конца – то сессии, то конференции. Ритм жизни был бешеный. Я была и председателем совета райпо, и старостой села. И сейчас возглавляю совет ветеранов села Черновского. Если я ничем не занимаюсь, мне тошно, я обязательно придумаю что-то, чтобы быть с людьми, быть всегда в гуще событий.

О счастье
– Я счастливый человек, – говорит Валентина Михайловна, – даже несмотря на нажитые болячки.
У меня как у председателя Совета зарплата была 85 рублей, но я утешала себя, что будет персональная пенсия. Богатства не нажила, лишь благодарность людей.
И если бы была возможность прожить жизнь заново, я прожила бы её так же. Из наград у меня только почётные грамоты, медаль.
В 70-е годы наш совет занял 3-е место по всей стране в соревнованиях по советам. И нам выделили деньги на благоустройство. Мы премировали людей из нашего актива. У меня очень был хороший коллектив.
А ещё счастливый момент из моей молодости, когда от колхоза меня наградили отрезом ткани в мелкую клеточку. Мама сшила расклешённое платье. И хотя она мне не разрешала дотрагиваться до машинки, пока она была на работе, я сшила себе кофточку и юбку.
Счастьем было когда решила построить в Черновском тротуары. Людям предложила убрать мазанки с центральной улицы, привозила песок, гальку, асфальт. И каждый хозяин возле дома делал участок тротуара. Платила водителям за асфальт. Так что методом народной стройки сделали тротуары, а то ноги в грязи вязли. Старалась для людей, а потом было приятно от выполненного долга, от хорошо сделанной работы.
Конечно, дети мои не дополучили материнской любви. Меня часто дома не было. Муж доил корову, пока я была на работе. Из-за стрессов на работе разболелось сердце, и я ездила его лечить в санаторий. Конечно, путёвки предлагали и раньше, но я всегда отказывалась, я не могла бросить свою работу, так как не могла оставить своё хозяйство. Потом, ещё 16 лет проработала в Госстрахе. Единственное, чем меня обидели, не дали персональной пенсии.
Как жизнь прошла – никто не видел, но точно могу сказать, что всю жизнь я отдала людям и ни о чём не жалею.
Р.S. Сейчас с Валентиной Михайловной живёт племянница мужа Надежда, она инвалид с рождения, но для В.М.Киселёвой источник радости и любви.
Дочка Елена Владимировна часто бывает у матери вместе с сыном Сергеем помогают ей по хозяйству.
– Мы гордимся своей мамой, – говорит Елена Владимировна, – нам, конечно, не хватало её заботы и ласки в детстве, но такая уж она активная, в этом вся её жизнь! И за это мы её любим.

Материал подготовила
Ирина ЮРЧЕНКОВА

554

Оставить сообщение:

ВсеОбъявления
ВсеФотогалерея
Рекламный баннер 300x250px rightblock
Рекламный баннер 990x90px bottom
Yandex.Metrica