Рекламный баннер 990x90px top
ВалютаДатазнач.изм.
USD 19.04 94.09 -0.232
EUR 19.04 100.53 0.2529
Архив номеров

Математика – наука точная

10:42 08.08.2017 16+

В этом году ей исполнилось 83 года, но, глядя на неё, можно сказать, что годы над ней не властны. Интеллигентная, подтянутая, опрятно одетая. Даже не зная о том, кто она, можно определить, что это педагог.
Мария Григорьевна родилась в деревне Садовой в многодетной семье. Вот как она рассказывает о себе:
− Мама у нас была неграмотная, а отец работал бухгалтером на Н.-Слободском спиртзаводе. Я была пятым ребёнком в семье, а всего у родителей нас было семеро. Папа по вечерам занимался с нами, читал книги, и мы с удовольствием слушали. Я рано усвоила все буквы и в Садовскую начальную школу пошла уже умея читать.
М.Г. Калекина рассказывает, что росла она в нищете. В 1942-м году отец ушёл на фронт, и семья выживала как могла. Зимой учились, а летом из школьников организовывалась бригада, которая работала в колхозе. Пололи просо, окучивали картошку, в уборочную жали хлеба серпом, а ночью молотили зерно.
− Питание было очень плохое, − говорит она, − но выручала корова – кормилица семьи. Траву для неё рвали руками в лесу. До такой степени нарывали, что кожа на руках была содрана. И как было обидно, когда собранные мешки с травой отбирал лесник. До сих пор меня мучает вопрос: почему его, здорового мужчину, не забрали тогда на фронт?
В 44-м году погиб отец. Сначала пришло известие о том, что он пропал без вести, а потом и «похоронку» получили. Мне в ту пору было 10 лет.
Закончила семь классов Пермеёвской школы, а дальше нужно было идти в Н.-Слободскую среднюю школу. Но не было ни обуви, ни одежды. Поэтому приняли решение с мамой, что нужно ехать к старшему брату в Самару. Год там прожила и проучилась, а потом вернулась домой и уже заканчивала школу в Н.-Слободе.
Как рассказывает Мария Григорьевна, ей всегда нравилась математика, поэтому после получения аттестата о среднем образовании поступила в Починковский учительский институт на физико-математический факультет, который давал незаконченное высшее образование.
– Направили меня после окончания в Черновскую среднюю школу учителем математики, − рассказывает она. – Страшно было первое время. Ученики были взрослые, по 16 лет, а я сама почти их ровесница, чуть постарше. Была маленькая, миниатюрная, ни опыта, ни уверенности. Естественно, стали озоровать на моих уроках, дисциплины не было. Спасибо завучу Л.И. Успенскому, который поддерживал меня и подбадривал. Он часто ходил на мои уроки и всегда утешал: «Не переживай, всё у тебя получится». Через год в школу приехал учитель географии с женой математиком, и меня переводят во Львовскую 8-летнюю школу. Там я уже как-то осмелела, дети меня полюбили, и, как говорится, дело пошло. Преподавала в 5-7 классах. Мне опять повезло с наставником М.В. Сияновым. Он уходил на пенсию и мне приказал обращаться к нему за советом хотя бы раз в неделю и рассказывать как дела. Он всегда давал мне задания. Находил трудные задачи и хотел, чтобы я их решала. Были моменты, когда я их решала, но были и затруднения, тогда он помогал мне.
Во Львовке Мария Григорьевна познакомилась со своим будущим мужем Николаем Ивановичем Калекиным, который занимался отделкой домов во Львовке. Руки у него были золотые: мог смастерить окна, двери и пр. Мария жила на квартире у его брата, так и познакомились.
М.Г. Калекина вспоминает, что классы в то время были большие: по 30 человек в каждом, и она добивалась того, чтобы все дети на уроке работали и никто не скучал. Даже самые слабые ученики получали заслуженную тройку, потому что начинали работать. Дисциплина на уроках была отличная, и все слушали учителя.
− Я сама очень люблю математику, − говорит Мария Григорьевна, − поэтому и ученикам старалась передать любовь к предмету. Я видела каждого на уроке и чувствовала, если ребёнок что-то не понимает, нужно оставить его после уроков. Таким образом мы добивались определённых результатов в соответствии со знаниями каждого.
В 1972 году молодая семья переезжает в Сергеевку – на место жительства мужа, и Мария Григорьевна начинает работать в Пермеёвской средней школе.
− Автобусов в то время не было, поэтому вместе с ребятами ходили в Пермеёвскую среднюю школу пешком, 3 километра туда и 3 обратно, − рассказывает она. – Особенно нелегко приходилось в весеннее половодье. Два оврага – Пермеёвский и Сергеевский – затопляло водой, и мы с ребятами переходили их по колено вброд. Чтобы не намочить обувь и носки, разувались и переходили босиком по ледяной воде и потом обувались в сухое. Сейчас даже вспоминать об этом страшно, а если кому рассказать – не поверят. Но это так и было. Я сначала наблюдала, как переходят ребята, а потом сама. Что характерно, никто не болел.
В Пермеёвской школе за время моей работы сменилось три директора. Коллектив учителей был дружный. Никаких скандалов, все уважительно относились друг к другу.
В каждой школе, где я работала, мне кто-то помогал, но и мне пришлось помочь молодому педагогу. Дети плохо встретили новую учительницу русского языка и литературы. Однажды она пришла чуть ли не со слезами на глазах и говорит: «Я, наверное, уеду, ничего у меня не получается, ребята не дают мне работать». Я была в то время классным руководителем 8 класса и оставила ребят после уроков, чтобы побеседовать с ними.
«Ну вот что, дорогие мои, − сказала я им. – Вы, наверное, не знаете, что в жизни хорошо, а что плохо. Пришёл в школу новый преподаватель с высшим образованием, который получил замечательные знания и сейчас пытается передать их вам, а вы отнеслись к нему по-свински. Давайте договоримся, что вы никогда больше не будете мешать ей работать». И это подействовало, дисциплина у молодого педагога стала лучше.
Много хороших выпускников вышло из стен Пермеёвской средней школы, были среди них и ученики М.Г. Калекиной, которые любили её предмет и показывали отличные знания. Она вспоминает В.Липатова, которому не интересно было заниматься со всем классом, он всегда раньше всех выполнял задания и получал ещё дополнительные. Если класс не мог ответить правильно, то у него ответ был готов всегда. Очень сильным учеником был Н.Надёжкин, неоднократный участник и победитель районных олимпиад по математике.
Про себя М.Г. Калекина говорит, что любовь к математике приучила её к дисциплине и порядку во всём. Она никогда никуда не опаздывала, была строгой, ответственной и справедливой и от учеников требовала того же. За высокие показатели в труде, ответственность и качество обучения она неоднократно награждалась благодарностями и почётными грамотами. Есть среди них и наиболее значимые награды: Почётная грамота Министерства образования и науки России и звание «Отличник народного просвещения».
Когда до пенсии оставалось немного, она стала просить руководство района перевести её в Сергеевку. Была избрана секретарём исполкома Сергеевского сельского Совета, а затем работала заведующей Сергеевской начальной школой.
− В Сергеевской начальной школе я была и директором, и учителем, и мамой для ребятишек, − рассказывает она. − В школе была идеальная чистота. Дети очень любили в перемену выбегать на улицу погулять. Я им разрешала, но всегда следила за тем, чтобы они не промочили ноги, бегая по лужам, держала для этого свои тёплые носки, чтобы в случае чего их переобуть. Никогда не позволяла обижать тех, кто физически и умственно слабее других. И дети были мне благодарны за это. Многие высказывали эту благодарность уже будучи взрослыми.
Закончила свою педагогическую деятельность М.Г. Калекина в качестве учителя начальных классов Сергеевской средней школы.
По стопам мамы пошла дочь Калекиных Галина, которая закончила факультет физики и информатики Горьковского пединститута. Работала в Б.-Полянах, Пермеёвской средней школе. В настоящее время трудится библиотекарем в Сергеевской школе, занимается индивидуальным обучением.
У М.Г. Калекиной двое внуков и два правнука. Более 20 лет назад она похоронила мужа, несколько лет назад перенесла инсульт. Сейчас вся её радость – внуки и правнуки. Живёт заботами о них, отдаёт им всю свою душу. Зимой она проживает у дочери, а с весны по осень в своём доме, где сохранилась пасека, сад, огород.
– Я не могу без дела, – говорит она. – Если я ничего не делаю, то у меня начинается депрессия. После смерти мужа 15 лет руководила пасекой, а сейчас эту работу возглавил мой зять. Дочь, зять и внук сажают огород, но я летом выхожу на прополку. Работаю по мере сил.
На вопрос, что помогало переносить трудности и тяготы жизни, Мария Григорьевна ответила:
– Математика – наука точная, поэтому мне всегда приходилось держать себя в рамках, быть сильной, и это помогало выживать. А чтобы работал мозг, я до сих пор ежедневно решаю задачи из учебника алгебры за 10-11 классы. Это помогает думать и мыслить, делать расчёты, а значит, и жить дальше.

Римма Метёлкина

844

Оставить сообщение:

ВсеОбъявления
ВсеФотогалерея
Рекламный баннер 300x250px rightblock
Рекламный баннер 990x90px bottom
Yandex.Metrica